понедельник, 9 мая 2016 г.

Боевые искусства народов мира.

НАС НЕ СПОНСИРУЮТ ОЛИГАРХИ - ОКАЖИТЕ ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ ФЕДЕРАЦИИ БЕСКОНТАКТНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ УКРАИНЫ


Тайский Бокс (Муай Тай), 
боевое искусство Таиланда. Одно из значений слова «тай» – свободный, поэтому название этого боевого искусства можно перевести и как «свободный бой». Поединки в Тайском Боксе ведутся в полный контакт по очень жестким правилам. Основу Муай Тай составляет ударная техника. Удары наносятся на всех уровнях: в голову и по корпусу, руками и ногами, локтями и коленями. Захваты и броски играют второстепенную роль. В Муай Тай культивируется также прикладная техника: работа с колюще-режущим оружием, различными видами кинжалов, палками, метательными ножами и проч....
История возникновения таиландского бокса Муай Тай до сих пор остается неясной. Таиландские исторические записи навсегда потеряны в 1764 году, когда бирманская армия осадила древнюю столицу Таиланда - Аюдхайя. Город был опустошен, разграблен и сожжен. Все сокровища, религиозные реликвии и произведения искусства, так же как и королевский архив, были уничтожены. То немногое, что мы знаем, пришло к нам из древних писаний камбоджийцев и бирманцев, а также нескольких летописцев.
О том, от куда пришел Муай Тай, и как сформировалось это боевое искусство известно не совсем точно. Но до сих пор об истоках Муай Тай идут горячие споры. Считается, что Муай Тай возник во время сражений тайского народа с Китаем, и искусство Муай Тай постепенно оттачивалось в ходе сражений за землю.
Но известно точно, что Муай Тай был неотъемлемой частью тайской культуры с самого ее зарождения. В Таиланде Муай Тай расценивается как спорт королей. В давние времена все вопросы национального уровня решались путем Муай Тай состязаний.
Первый большой интерес к Муай Тай возник при короле Нарсуэне в 1584 году, во времена известные как Аюдхайя период. В то время каждый солдат обучался Муай Тай и мог использовать, так как этим качеством обладал сам король. Медленно, Муай Тай, взявший корни в "Чупасарт", превратился в новый вид боевого искусства.
Изменения продолжались и при другом короле - Прачао Суа - Король-тигр. Ему настолько нравился Муай Тай, что он очень часто инкогнито сражался в деревенских состязаниях, побеждая местных чемпионов. Во времена правления Короля-тигра в стране был мир. Король, желая занять чем-либо армию, распорядился всем изучать Муай Тай. Интерес к Муай Тай увеличивался все больше и больше.
Таиландский бокс стал любимым спортом и приятным время провождением для народа, армии и короля. Исторические источники говорят о том, что люди различных общественных положений толпами собирались в тренировочных лагерях. Богатые, бедные, молодые и старые, все хотели видеть выступления боксеров Муай Тай. В каждой деревне проводились состязания, и устанавливался приз и имелся чемпион. Во время каждого боя заключалось пари. Традиция заключения пари дошла и до наших дней, но тогда, пари заключалось из чувства собственного достоинства, теперь же, на исход поединков ставятся немыслимые суммы.
Муай Тай был всегда любим тайским народом, но как и любой спорт, были времена когда он был наиболее популярен. Во времена правления Короля Рама 5, многие матчи по Муай Тай были организованы королевской властью, а победители получали военные титулы от Короля, в основном это были бойцы из королевской гвардии. В наши дни это можно представить себе как нечто подобное "Майор бокса". В те времена это был наиценнейший приз и очень уважаемый титул.
Период правления Рама 5 был золотым временем для Муай Тай. Строились тренировочные лагери, начальники королевского Командования повсюду искали талантливых боксеров. Организаторы матчей стали проводить грандиозные по своим размерам турниры с соответствующими призами и почестями победителю. Это волновало людей тогда настолько, насколько сейчас интригуется и возбуждается толпа зрителей на стадионах в Бангкоке во время боев. В те времена матчи не велись на ринге. Любое пространство подходящих размеров использовалось для боя, деревенская площадь или даже внутренний двор деревенского дома.

Во времена короля Рама 6 начали использовать ринг, окруженный веревками, а так же, отсчет времени производился по часам. До этого времени отсчет времени производился по плавающему по воде проколотому плоду кокосовой пальмы. Когда плот тонул, барабан извещал о конце раунда. Муай Тай всегда был излюбленным видом спорта для людей. Любой мог изучать Муай Тай, будь то простой человек или сам король. Муай Тай был частью школьной программы до 1920 г., пока это не было отменено. Люди, однако, продолжали изучать Муай Тай в клубах и спортзалах, как и сегодня.
Столетиями тайская армия изучала Муай Тай. Военный изучал и тренировался Муай Тай столько, сколько он был в армии. Для армии это было средство активного ближнего боя, боевое искусство с древнейших полей сражения. Когда тайский солдат сражается лицом к лицу с противником, он использует Муай Тай. Хотя, так делает любой таец, и женщина, и мужчина. Смотреть Муай Тай, изучать, повторять движения это часть детства каждого тайца. Так было всегда.
Люди во все времена следовали за этим спортом и удивительнейшим образом смогли перенести его с поля сражений на ринг. Простой человек сделал столько же для этого, сколько и король. Одним из первых королей способствовавших трансформации Муай Тай из боевого искусства в вид спорта был Король-тигр, который не только определил стили, но и оборудование.
Во времена Короля-тигра руки и предплечья обматывались полосками из шкуры лошади. Это было нужно, во первых, для защиты боксера, а во вторых для более сильного удара. Позднее стали использовать пеньковые веревки или обычные хлопковые ленты. Во время проведения некоторых боев, с согласия обеих сторон, ленты из хлопка пропитывали клеем и добавляли битое стекло.
Бойцы Муай Тай во все времена перед боем надевали паховую защиту. Удар в область паха был разрешен вплоть до 1930 г. В древности паховая защита изготовлялась из коры деревьев или морских раковин, укрепляемая с помощью куска материи, обвязанного между бедрами и вокруг пояса. Потом использовали треугольную подушечку определенной формы, красную или синюю. Использование бойцами Муай Тай защитных паховых раковин началось после того как один из тайских боксеров увидел их на соревнованиях в Малайзии. Он вернулся туда с этой идеей, и с того времени Муай Тай бойцы стали использовать именно такую защиту.
В 1930 г. произошли кардинальные изменения в спорте. С того времени определились основные положения в правилах и инструкциях Муай Тай, которые существуют и используются и по ныне. К примеру, обвязывание рук веревками было заменено на обычные боксерские перчатки. Это дало возможность повысить успех тайских боксеров в международном боксе.
Наряду с боксерскими перчатками возникли весовые категории, основанные на правилах международного бокса. Эти и другие нововведения - как например ограничение времени боя 5-ю раундами, существенно изменили технику ведения боя, которую использовали боксеры, заставив тем самым некоторые особенности древней техники Муай Тай бесследно исчезнуть.
Перед появлением весовых категорий боксер мог драться с противником любого веса и роста. После разграничения в весовых категориях определялся не один чемпион, а по одному в каждой весовой категории.

Во времена правления короля Рама 7 самодельные ринги и деревенские дворы были заменены на стадионы в качестве мест проведения боев. Во время Второй мировой войны они были полуразрушены, но потом восстановлены и уже в скором времени после окончания войны боксеры со всех концов страны съезжались Бангкок попытать счастья на стадионах Муай Тай.
Самыми главными боксерскими стадионами считались Раджадамнерн и Люмпини. Победа на этих стадионах приносила славу и деньги. Позднее бои начали показывать во всей красе и цвете по телевидению. 7-й таиландский телевизионный канал начал показывать бои в цвете 20 лет назад. Теперь телевидение Таиланда 4 вечера в неделю транслирует захватывающие поединки для миллионов знителей.
"Мы дрались со всеми!" - заявляют те, кто дрался до Второй мировой войны, "Мы должны были знать все трюки и уловки нашего ремесла. Мы использовали удары и технику древних бойцов. У нас не было перерывов, и мы дрались до того "как один из нас упадет без сил"...
Они в чем-то правы. Муай Тай значительно изменился с годами. Многие традиции боевого искусства, передаваясь из поколения в поколение где-то затерялись во времени так и не дойдя до нас.
Но несмотря на изменения, Муай Тай не утратил ни одного из своих экзотических преимуществ и мистики. Муай Тай это искусство, искусство сражения, в прошлом на поле боя и сейчас на ринге. Муай Тай боевое искусство, бойцы которого превосходят бойцов по кунг-фу, карате, тэквондо и последних моднейших видов кикбоксинга. Все они приезжают в Таиланд из многих стран попробовать свои силы.
Муай Тай не утратил своей привлекательности в Таиланде. Телевидение транслирует захватывающие поединки Муай Тай наряду с престижными программами.
В провинциях люди собираются в любом месте где есть телевидение, в городах улицы пустеют во время проведения Муай Тай поединков.
Наряду с популярностью в своей родной стране Муай Тай становится популярным и во всем мире. Энтузиасты и любители этого вида, которые развивают его на всех 5-и континентах планеты. Есть представители и организации как в Америке, Австралии, Японии, Европе так и во многих других странах по всему миру.
Знаменательная и великая история Муай Тай обязательно будет продолжаться, так как этот удивительный вид спорта находит большое признание и международную популярность.


Масутацу Ояма
 родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ (Okinawa karate). Это заинтересовало его, и он поехал в доджо (dojo) Гичин Фунакоши (Gichin Funakoshi) в Университете Такушоку (Takushoku), где он изучил то, что сегодня известно как Шотокан (Shotokan) Каратэ. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Мас Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. К счастью для нас, Так Нэй Шу уже вошел в его жизнь.
В то время мастер Так, кореец, земляк Оямы, живущий в Японии, был одним из лучших мастеров Годжу Рю (Goju Ryu) . Он был известен, своей физической и духовной силой. Именно он поощрял Мас Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути. Он предложил, чтобы Ояма уединился от общества и в течение 3 лет занимался тренировкой духа и тела.
В 23 летнем возрасте Мас Ояма встретил Эиджи Йошикаву (Eiji Yoshikawa),автора романа “Мусаши” (Musashi), основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Мас Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу (Minobu) в Префектуре Чиба (Chiba), где Мусаши основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю (Nito-Ryu). Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иошикавы. Студент по имени Яширо (Yashiro) пошел с ним. Одиночество очень тяжело переносилось, и после 6 месяцев тренировок Яширо тайно сбежал ночью. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии.
Вскоре, однако, человек, снабжавший Ояму средствами на проживание, информировал его, что не способен больше поддержать Ояму и вот, после четырнадцати месяцев, Ояма был вынужден закончить свое уединение. Через несколько месяцев, в 1947 году, Мас Ояма выиграл Первый национальный Всеяпонский турнир по каратэ после Второй мировой войны. Однако он все еще чувствовал в душе пустоту из-за того, что не смог провести три года в уединении. И тогда Ояма решил полностью посвятить свою жизнь каратэ.
Так что он начал снова, в этот раз на горе Кийозуми (Kiyozumi), также в префектуре Чиба (Chiba). Это место он выбрал для своего духовного подъема. Теперь его тренировки были фанатическими по нагрузкам — 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару(makiwara),совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.
В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.
При этом ежедневно выполнять по 100 раз какую-либо одну ката. Hапример, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну
.
В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Мас Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки “шуто” (shuto). Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол ОямуОяма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.
В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. В самом деле, как должны были реагировать американские зрители, когда заезжий мастер колол, будто фарфоровые, огромные булыжники, сносил горлышки пивным бутылкам, и бутылки при этом не падали, бил себя молотком по костяшкам пальцев, пробивал руками и ногами толстенные доски, уложенную в пятнадцать-двадцать слоев черепицу и лежащие друг на друге три-четыре кирпича? Ояма путешествовал по Соединенным Штатам в течение года, демонстрируя свое мастерство каратэ вживую и по национальному телевидению.
В течение последующих лет, Ояма вызывал на поединок мастеров различных видов боевых искусств, в том числе и боксеров, и провел 270 поединков с различными бойцами. Большинство бойцов было побеждено одним ударом! Борьба никогда не продолжалась больше трех раундов, и очень редко продолжалась больше нескольких секунд. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как “Рука Господа” (Godhand), как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно).

В 1953 году, Мас Ояма открыл свой первый доджо (Dojo) в Медзиро (Mejiro) в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный доджо был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио (Rikkyo), в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Доджо (honbu dojo). К 1957 году было 700 членов, несмотря на большое количество не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок.
Практики других стилей приезжали в доджо Мас Оямы, чтобы обучиться здесь полноконтактной борьбе. Один из первых инструкторов, Кенджи Като, говорил вновь прибывшим специалистам других стилей, чтобы соблюдалась техника других стилей, и изучались любые приемы и методы, которые "были бы хороши в реальной борьбе ". Это и было то каратэ, которое развивалось Мас Оямой. Он брал методы и приемы из всех боевых искусств и не ограничивал себя одним каратэ. Члены доджо Оямы серьезно подходили к изучению боевых приемов, видя в этом прежде всего искусство ведения боя. Небольшие ограничения были введены при проведении кумитэ – удары в голову наносились открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах были обычным явлением. Раунды кумитэ продолжались до объявления полного поражения. Травмы были обычным явлением, и отсев учеников был очень высок (более чем 90 %). Ученики не имели никаких снисхождений независимо от их официального должностного статуса, каждый получали то, что он заслужил.
Теперь наконец-то можно было подумать об открытии собственной школы. Ояма приступил к созданию новой школы каратэ - Киокушинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо.

Мировой центр школы Мас Оямы был официально открыт в июне 1964 года, и было принято название Киокушин, имеющее значение - " Окончательная истина ". С тех пор, Киокушин распространился больше чем по 120 странам мира, и на настоящий момент зарегистрированных членов IKO, более 12 миллионов, то есть это одна из самых больших организаций Боевого искусства в мире. Среди известных всем людей из мира КиокушинШен Коннери (Sean Connery) - Почетный первый дан (shodan), Дольф Лундгрен третий дан(sandan) - Австралийский экс-чемпион в тяжелом весе, Президент ЮАР Нельсон Мандела - Почетный восьмой дан(hachidan), Австралийский Премьер-министр Джон Говард - Почетный пятый дан (godan), которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин доджо в Сиднее в июне 1988 года.
Hо что это - триумф нового учения? Hет, скорее оптимальная реализация всего наследия кэмпо, бессмертных заветов старых мастеров. Сам Ояма не скрывал эклектической направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных воинских искусств и прежде всего от узкосектантского подхода, он предпринял генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием с целью отобрать необходимые для своей системы элементы. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность.
Ояма ввел множество новых, заимствованных и изобретенных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ, хотя в его разработках мы и не найдем стройной системы, увязанной с философскими и космогоническими моделями, какой могли похвастаться старые континентальные школы. В области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Стремясь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзэнской логики и реальностью современной жизни, он подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в Дзэн не противопоставлено существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти к нему, можно лишь преодолев антиномии жизнь-смерть и победа-поражение. Видную роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, моку-со.
И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:
- пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения, стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;

- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка стоящей бутылки;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- пронзание ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.

Все описанные действия относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе Киокушинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера цигун.
Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.
Однако Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и художественных. Hо что особенно важно - его питомцы побеждают на чемпионатах. И не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём.

Печально, что в апреле 1994 года в 70 летнем возрасте основатель Киокушин каратэ Мас Ояма умер, от рака легких, хотя не был курящим, и оставил в то время 5-ого Дана Акиоши Мацуи, отвечать за организацию. Это обстоятельство привело ко многим политическим и экономическим разногласия во всем мире Киокушина, которые все еще находятся в процессе разрешения. В результате может произойти раскол Киокушина, во многом подобный расколу в Шотокан. Теперь, кажется, каждой группа, будет утверждать что они "одни и только" истинные наследники Киокушина Мас Оямы, духовно или даже материально. Один из руководителей Киокушина в Австралии Гарри Роджерс даже предположил в шутку, что возможно Мас Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!
Однако разумно предположить, что все группы Киокушин, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Мас Оямой. Возможно, организации Киокушин будут жизнеспособными, и как во всех хороших школах, некоторые из последователей, в конечном счете, оставляют дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991году Стив Арнейл в Великобритании.
Другие, такие как Шигейру Ояма (Shigeru Oyama) в США, пошли дальше, создав и развивая свой собственный стиль.


Основатель каратэ-до (карате-до) и его классического стиля Шотокан (сетокан)Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.), родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времен каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жестким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание "победить или умереть" призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - "одним ударом наповал, движение - минус противник", "только опыт имеет значение", были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски - Шаолинь-шу чуань ( Шорин - "молодой лес"). В отличие от староокинавского направления Шорэй ("душа, постигшая просветление"), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойденным специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. В 90-м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских, социальных и педагогических реформ в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ...
Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нем уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали свое искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в "Бутокодене" перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.

Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в тамешивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал его учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо, пораженный техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрел каратэ-подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга "Рюкю Кэмпо Каратэ"( Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: "что такое каратэ", "ценность каратэ", " тренировки и преподавание", " организация каратэ", "основные принципы и ката": Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или Йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ", были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. "В каратэ каждый находит то, что ищет",- говорил великий мастер.

Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году публикуется этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу.

В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю). Реформа была неизбежна. "Каратэ может быть одно"- говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

В 1929 году Фунакоши изменил написание слова "каратэ". Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал изменение написания слова "каратэ" в работе "Дай Ниппон Кемпо Каратэ" (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистских выражениях "Шики соку зеку, ку соку зешики" (материя - пустое, все - суета. ) иероглиф "Ку" (правда, истина, справедливость) может произноситься - "кара" - "пустой". Он и заменил однозвучный иероглиф "кара"- китайский.

"Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он не столкнулся" - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, бескорыстный, истинный). В 1935 году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве

Фунакоши с соратниками провели огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального каратэ-до не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.

В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под названием "Шотокан", на котором настояли ученики Фунакоши. "Шото" или "Сёто" - псевдоним учителя, "Кан" - здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: "Мы из Шотокана". В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ-до (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэ-до. Однако мастер предупреждал еще тогда, что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведет к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искусства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трехсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. "До", которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.

Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 - 1945). Великий учитель видел в нем своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом "Шотокан", вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввел удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши - дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулез, которым болел Йошитака, и он умер от легочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989 гг.) привел Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году еще одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трехмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).


Рукопашный бой 
как средство защиты и нападения известен с зарождения человеческого общества. В Древнем мире появились первые военные теоретики, а вместе с ними и труды, освещавшие военное искусство армий и способы подготовки войск. Так, Вегеций - римский историк (4-5 вв. н.э.) издал труд «Краткие изложения военного дела», в котором описал содержание военно-прикладной физической подготовки войск. Уделив большое внимание характеристике приемов рукопашного боя. Помимо регулярного обучения обращению с оружием широко практиковались бег, борьба, кулачный бой, плавание без одежды, потом во всем снаряжении. Постоянная борьба славян против византийцев, половцев, татар, шведов и немцев обязывала каждого члена племени, общины быть готовым в любой момент встать в ряды воинов. Рукопашный бой со стороны славян всегда отличался упорством и мужеством. Критерием победы было уничтожение противника или обращение его в бегство. К началу 20-го века изменяется тактика ведения боевых действий, усиление роли мелких групп в бою приводит к необходимости готовить некоторые воинские контингента для ведения ближнего боя, как с применением оружия, так и без него. Это дало толчок дальнейшему развитию и совершенствованию таких прикладных видов спорта, как фехтование на различных видах оружия, бокс и борьба (весморлендская, кумберлендская, девонширская борьба в Англии; французский бокс во Франции; кэтч-эс-кэтч-кэн, реслинг в Америке; каратэ, джиу-джитсу и дзюдо - в Японии). Усиливается внимание научному обоснованию подготовки различных контингентов военнослужащих через физическую культуру и спорт. Создаются специальные учебные заведения. Главная военная гимнастическая школа в России, институт Кодокан-дзюдо в Японии и т. д.. Физическая подготовка вводится в училищах и кадетских корпусах, где наряду с другими разделами изучается фехтование и приемы рукопашного боя. Таким образом, рукопашный бой, видоизменяясь, становится частью ближнего боя. Подготовка к нему совершенствуется как непосредственно в процессе боевой подготовки, где осуществляется обучение, так и через физическую подготовку и развитие военно-прикладных видов спорта. В советский период большим событием в развитии физической подготовки, и в частности рукопашного боя, было введение в действие в 1924 году руководства «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи». Оно состояло из девяти книг или самостоятельных руководств. Восьмая книга – «Способы защиты и нападения без оружия» (борьба, бокс, джиу-джитсу) была посвящена рукопашному бою и включала в себя приемы нападения и самозащиты, а также приемы обезоруживания противника. Данное руководство не получило широкого распространения в Красной Армии, а практиковалось в обществе «Динамо» для подготовки чекистов и милиционеров.С начала 70-х годов в мире и в нашей стране огромной популярностью начинает пользоваться японская борьба каратэ, основу которой составляют удары руками и ногами. Специалисты физической подготовки КГБ СССР, беря на вооружение все новое и передовое, также пытаются адаптировать эту борьбу к вопросам служебной подготовки сотрудников. Естественно, что в те годы обмен опытом среди силовых ведомств осуществлялся только с соцстранами, такими как Китай, КНДР, Куба и др. (на Острове Свободы один из лозунгов звучал так – «Каратэ - оружие революции»). В 1978 году для инструкторов КГБ трехмесячный сбор на базе спорткомплекса «Динамо» (ул. Петровка, 26) проводят кубинские специалисты Рауль Рисо и Рамиро Чирино, представители малоизвестного стиля каратэ «дзе-синмон». Приезд кубинцев произвел фурор и дал качественный скачек в развитии каратэ в системе правоохранительных органов страны. За эти три месяца Р.Рисо и Р.Чирино провели обучение и аттестацию трех инструкторских групп общим числом более двухсот человек. Следует отметить, что в сборе принимали участие представители всех регионов СССР. В дальнейшем кубинцы неоднократно приглашаются на более короткие сроки, а на Кубу выезжают советские специалисты. Сначала под названием «боевое каратэ», потом – «прикладное каратэ» этот вид входит в раздел физ. подготовки сотрудников, разрабатываются правила соревнований, проводятся ведомственные турниры. Возникает необходимость создания универсального служебно-прикладного вида подготовки, сочетающего в себе приемы борьбы, бокса, каратэ и других видов единоборств. Который, с одной стороны, позволял бы в кратчайший срок подготовить сотрудника, с другой стороны, учил защищаться от противника, владеющего одним из любых видов единоборств, с третьей стороны, помогал адаптировать первоначальные навыки сотрудников к выполнению стоящих перед ними оперативно-служебных задач. Например, защищаться от вооруженного или невооруженного противника можно как при помощи приемов борьбы самбо или дзюдо, так и при помощи бокса или каратэ. Задерживать преступника можно, используя удары, броски, болевые, удушающие приемы. Важен конечный результат.

Таким универсальным видом стал рукопашный бой, впитавший в себя самое лучшее из разных видов единоборств, все самое необходимое для чекиста, милиционера, пограничника. Теория всегда должна быть связана с практикой, а профподготовка - со служебной деятельностью. Если задачей вооруженных сил является уничтожение противника, то военных и учат убивать. У сотрудников СБУ, МВД, погранвойск цели другие задержать, доставить, допросить. Трупы таскать на себе не будет ни чекист, ни пограничник, трупы показаний не дают. Исходя из этого, и строятся программы физической подготовки правоохранительных органов Украины, основной частью которых является рукопашный бой. В современных условиях рукопашный бой, несомненно, представляет большой интерес для подготовки сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности, лаконично вписываясь в правовые рамки их деятельности.

В настоящее время, в связи со сложной оперативной и криминогенной обстановкой в Украине рукопашный бой, наряду с огневой подготовкой, становится одним из основных видов подготовки сотрудников МВД, СБУ Украины и других правоохранительных органов, военнослужащие которых должны иметь высокий уровень боевой выучки при выполнении служебных задач. Сегодня сотрудник органов должен не только умело владеть авторучкой, он обязан отлично стрелять, бегать, в совершенстве знать приемы рукопашного боя. Порой от этого зависит не только выполнение служебной задачи, но и его жизнь. Понимая это, руководство ведомств безопасности и правопорядка относится к рукопашному бою как к одному из основных разделов профессиональной подготовки сотрудников. В наше сложное время особо важное значение играет деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, коррупцией, контрабандой, терроризмом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий